Type is Money, или Берлинская стена в голове

Александр Тарбеев
Дизайнер шрифта.
Родился в 1956 году в Москве.
Окончил Московский полиграфический институт в 1988 году.
Автор гарнитур: BetinaScript, Crash, Dagger, Graffiti, Jakob, Kak, Lazurski Antique, Matterhorn, MonoCondenced, Montblanc, Newton Phonetic, Pollock, Star, Tauern…
Соавтор гарнитур: ITC Anna, Baltica, ITC Benguiat Gothic, FF Beowolf Serif, Bodoni, DoubleClick, Exposure, Friz Quadrata, ITC Garamond, Newton;
и двух сыновей.

typo.jpgРоль шрифта и шрифтового дизайна в формировании современной графической среды, сегодняшних визуальных коммуникаций, значение шрифта в рекламе—основные темы состоявшейся с 12 по 14 марта в Берлине третьей конференции фирмы FontShop Typo-Berlin 98. Среди выступавших: Erik van Blokland и Just van Rossum, знакомые многим по московской конференции cometogether 97, David Carson, Roger Pound, Gunter Girard Lange, Jonathan Barnbrook, Max Kisman, Neville Brody и многие другие.

На этот раз конференция проходила под девизом Type is Money и являлась попыткой объяснить рекламистам, издателям, средствам массовой информации, что шрифт—это не только потраченные, но и заработанные ими (рекламистами, издателями, журналами, телекомпаниями) деньги, что… (дальше сами впишите несколько прописных истин).

Грустно все это, грустно, господа. Нет, нет, конференция была подготовлена и проходила, как всегда, великолепно. Участвуя в подготовке comethogether 97, я понял, какие усилия необходимы для того, чтобы все шло как по маслу… Одним словом, я восхищался работой команды FontShop’a, тем, что увидел и услышал в залах берлинского Haus der Kulturen der Welt. Но только на этой международной конференции так остро почувствовал: сидим мы до сих пор все за той же двойной Берлинской стеной. Информационной и той, которая у нас всех в голове.

На что потратить деньги?
Как узнать, что такое шрифт как инструмент дизайнера-графика, какую гарнитуру выбрать для своего проекта, как ее грамотно использовать? Как узнать, какие шрифты разработаны в последнее время, каковы современные тенденции в шрифтовом дизайне? Читать или сначала пойти поучиться в Университете печати, а потом читать. Читать что? Сколько пальцев вам понадобится, чтобы сосчитать книги и журналы, посвященные искусству шрифта? А на русском языке, а про кириллицу? Хватило одной руки?

У нас шрифт необходим всем, но не нужен никому, так же как и книги о нем. Гораздо выгоднее привезти в Россию Second Site и продать в полтора раза дороже стоимости этой книги в Европе, чем искать человека, знающего хоть что-то о кириллическом шрифте, набирать, верстать, печатать и не продать тираж. Ведь пара «фонтиков» на вашем компьютере уже есть, не правда ли? Стена.

Вопрос «на засыпку»—где сегодня найти тех художников, шрифтами которых печатается все, что печатается в России,—от денег и пакетов с соком до самой «крутой» рекламы, художников, «выделенных» в отдельную фирму из ПараГрафа и выдвинутых на соискание Государственной премии Российской Федерации? Кстати, хотите пари? Премию за дизайн получит разработчик новой машинки для убийства.

Цитата из первого номера журнала «кАк» за 1998 г.: «Вместе с тем, проект Портфелио набирает такую мощность и вес, что уже можно обращаться за финансовой помощью к госструктурам. Мы считаем, было бы только справедливо получить от государства субсидии на такой проект или грант на выпуск каталога. Фактически, такой проект может стать частью государственной политики в отношении культуры. Конечно, это неправильно, что сами дизайнеры за свои деньги делают такое издание…». Бог в помощь! Кстати, Перышков, Фейгин, Юданов, Илышев—это не те ли, кто не так давно встречался с Починком и жаловался на налоги и на то, что все приходится делать за свои деньги. И что-что там про «цеховую культуру и цеховую солидарность»? Стена, которая у нас в голове.

Деньги=дизайн

Но вернемся на Typo-Berlin 98. Открылась конференция выступлением Роже Пфунда (Roger Pound), художника, участвовавшего в создании банкнот Швейцарии, Франции и Европейского Союза. В предыдущем номере журнала опубликована замечательная статья Ефима Адамова «Как защитить подлинные банкноты?», посвященная разработке новых швейцарских денег. Поэтому возьмите Ь1 за 1998 г. в руки, и прочтите статью.

Пока слушал Роже Пфунда, мне пришло в голову вот что: похоже, что дизайн банкнот является хорошим измерителем культуры общества вообще и графической культуры в частности. Видимо, деньги в каждой стране выглядят так, как они не могут не выглядеть, по мнению населения. Иначе они не будут восприниматься как деньги. Конечно же, никто и никогда с этим самым населением и не советовался, когда затевал производство новых банкнот, но выше головы не прыгнешь.

Этот менталитет и это общество увидят на банкнотах те сюжеты, те шрифты, тот колорит и ту систему ценностей и предпочтений, что они и ожидают увидеть. Думаю, поэтому на российских банкнотах столь нелюбимый российскими дизайнерами ЭдверГотик («кАк», Ь1, 1998, стр. 79); памятники государственности, а не культуры; электростанции и мосты, а не их создатели, не инженеры, ученые, архитекторы, художники, музыканты. Интересно, сравнивал ли кто-нибудь из психологов банкноты разных стран или одной страны, но разного времени? Любопытные, думаю были бы выводы.

Типографика=деньги

С 11 утра до 9 вечера три дня в 5 аудиториях, выставочном зале и коридорах берлинского Haus der Kulturen der Welt показывали, рассказывали, общались, знакомились, спорили дизайнеры, студенты, бизнесмены, журналисты, социологи со всего мира. Вот во что бы вложить государственные деньги, и собрать всю эту тусовку здесь, в Москве или Питере!

Как вы понимаете, написать обо всем, что можно было увидеть и услышать на Typo-Berlin 98 нет никакой возможности. Ни один человек и не видел всего. Или как пересказать словами видеоклипы и слайды Дэвида Карсона, Макса Кисмана или студии Virus?

Но о самом важном (на мой взгляд), что было сказано на конференции, благодаря засунутому в последний момент редакцией журнала «кАк» в мою сумку диктофону, можете узнать и вы. Для Нэвилла Броуди «…молоко—это не кока-кола, а типографика—…». Читайте журнал «кАк»!

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оцените эту запись блога:
О шрифтовом рейтинге
Выступление Невила Броуди на TypoBerlin 98
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
22.10.2017
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Исторические фото