Тиширт дизайн — who это?

Сейчас мало кого удивишь словом «дизайн». Люди заказывают себе по обьявлениям в газете «Экстра-М» фитодизайн, а по журналу «Компьютер и жизнь»—вебдизайн. Может, однако, поставить в тупик словосочетание «креативный дизайн», но и с этим уже свыклись. А вот «тиширтдизайн»—who же это? И намного ли это хуже?

Тиширт дизайн Тиширт дизайн

Краткий экзегетический экскурс в прошлое
А это кто—в короткой маечке? 
Я, Вань, такую же хочу.
В. Высоцкий, «Разговор в цирке»

Тиширт дизайн

Тиширтдизайн характеризуется, в первую очередь, провокационностью, можно даже сказать, сексуальной провокационностью. Не случайно в «брежние времена» дизайна на майках в СССР просто не существовало (как не существовало и секса.), хотя майка—прекрасный инструмент агитации, стимула к соревнованию (вспомним устойчивое словообразование «желтая майка лидера»). И тем не менее, в СССР тиширтдизайн попросту не применялся именно в силу своей провокационности. Майку с надписями и картинкой можно было увидеть в то время разве что на клоуне в цирке и еще на политическом агитационном плакате, где героический юноша в майке с надписью «СССР» и гербом Союза давил гидру империализма.

Тиширт дизайн

Спустя десять лет наступила эпоха развитого кооперативного движения. В продаже появилось изделие под названием «Фуфайка мужская нательная с рисунком». Качество дизайна на этой продукции полностью соответствовало качеству пошива фуфаек. Сама же провокационная суть тиширтдизайна на этих майках полностью девальвировалась: «микки-маусы» и «ну-погоди» соседствовали рядом с полуобнаженными красотками. Тогда-то как раз и стал цениться классический корпоративный тиширтдизайн: на груди с левой стороны маленький значок фирмы, а на спине—полноформатный трейдмарк со слоганом и логотипом или же рекламное обращение. Такая майка сразу заявляла о своей причастности к определенному сообществу. А ее носитель противопоставлялся всем окружающим неносителям.

Тиширт дизайн

Таким образом, тиширтдизайн включает в себя элементы сексуального вызова, эксгибиционизма, демонстрации интимных частей своего туалета, культовым и культурным образом оформленных. Да-да, именно культурным!—ведь тиширтдизайн имеет достаточно длинную историческую культуру. В средние века было модно носить специфическую рубашку без воротника и рукавов под названием «претина». На ее лицевой части, слева, на сердце, вышивался родовой символ, а во всю спину, как на плаще, изображался полный родовой герб с девизом или слоганом—боевым кличем.

Даже в Викторианскую эпоху, когда господствовало пуританство, фривольность тиширтдизайна находила возможности оказывать влияние на умы современников. Всем ведь известен шотландский виски «Сutty Sark». Он назван так в честь «самого быстроходного чайного клипера в мире». Так вот, «Сutty Sark», в переводе с шотландского, означает «короткая рубашка», а звали так одну шотландскую фею-инкубу, коя, по преданию, приходила по ночам к судовладельцу будущего клипера Джону Уиллсу в одной лишь соблазнительно короткой маечке. В честь нее и назвали клипер, а затем и виски. И до сих пор в английском языке этой идиомой (в русском языке—«маечка») называют женщин легкого поведения.

Тиширт дизайн

Особенности национального тиширтдизайна
Ой, кто это?
Надпись на майке студии «Директ Дизайн»

У нас в России, где носить исподнее на людях дозволялось лишь шутам да кликушам, тиширтдизайн явно не имеет таких традиций, так же, как, впрочем, и сам дизайн, поскольку у русской родовой знати не было такой геральдической культуры, какая имела место быть на Западе. О какой претине может идти речь, когда русские бояре даже в жару ходили в меховых шапках и кафтанах до пят с рукавами до полу. Эксгибиционизм и сексуально-родовой вызов обществу явно не поощрялся. Немудрено, что и сейчас за какую-либо надпись на майке можно прилюдно «схлопотать по-мордасам». Наверное, поэтому на улице встречается больше маек с английскими надписями, нежели с русскими.

Взять, к примеру, климатический фактор: в стране, где более трех четвертей года стоит холодная погода, в маечке особо не разгуляешься. Или же вот другой критерий: в большинстве своем, тиширтдизайн заказывают фирмы, нуждающиеся в рекламе на выставках. А выставочный сезон у нас наступает когда?—правильно, осенью! А постоянно носить эти майки можно будет только летом следующего года, а к тому времени они уже потеряют свою актуальность. В результате заказывать какой-либо интересный рекламный тиширтдизайн клиенту просто невыгодно. Как правило, обходятся многофункциональными майками просто с фирменной символикой. Такие майки могут служить и для рекламных акций на выставках, и для сувениров партнерам, и для обслуживающего персонала фирмы.

Тиширт дизайн

И это ведь только один из факторов, а при разработке качественного тиширтдизайна приходится учитывать еще кучу других вещей, включая технологию печати. Например, в силу погодных условий майки у нас носят, в большинстве своем, под верхней одеждой—курткой, пиджаком и т.п., и, как правило, не навыпуск, а заправленными под пояс. Следовательно, чтобы изображение на майке работало, центр его композиции необходимо размещать в верхней части груди. Сам же дизайн графемы должен быть знаковым, легко распознаваемым, с использованием открытого, локального цвета.

Тиширт дизайн

Хороший тиширтдизайн—это не просто красивая картинка на майке, нет! Это, в первую очередь, креатив, красиво адаптированный к такому сексуальному носителю, как майка. Ведь невозможно воспринимать изображение на майке, не воспринимая того, что под оной. На этом же можно великолепно сыграть, используя красивую типографику мелкого кегля. Главное—найти прозрачную, адекватную тему, как это сделал Эркен Кагаров в своей майке-календаре «Со-Дизайн». Экая изящная провокация на грани технических возможностей трафаретной печати на ткани!

Тиширт дизайн

Хороший тиширтдизайн, как и любой культ, всегда найдет своих поклонников: и неофитов, и эпигонов. По апокрифическим рассказам менеджеров, в типографии, где мы печатали рекламные майки торгового дома «Лэнжери» (оптовая торговля нижним женским бельем), печатникам так понравился тиширтдизайн, что они напечатали дополнительный тираж для себя, а одну майку просто прибили на стену в развернутом виде. А гэк был лишь в слогане: «Мы Вам не предлагаем семисотый мерс, мы предлагаем Вам престижное женское белье—700 моделей»,—последнее числительное было сделано на майке аршинным кеглем. Правда, на выставке, к которой печатались майки, на девушках под майками были только необходимые модели (отсюда такой крупнокегельный тиширтдизайн), все равно девушки майки снимали и демонстрировали эти модели. А жаль, лучше бы наоборот—не снимая маек, снимали из-под них это самое престижное женское белье. Вот это уже был бы тиширтдизайн на уровне перфоманса!

Тиширт дизайн

Краткий эсхатологический экскурс в будущее

Вот кто-то с горочки спустился,
Наверно, милый мой идет.
На ём защитна гимнастерка,
Она с ума меня сведет.
Русская народная песня

Обращение на майке всегда личностно и имманентно, неотделимо от человека, который ее носит. Он заявляет этим обращением: «Так говорю я, и такие, как я». Он заявляет это не только буквально своим телом, но при этом еще—и корпоративным телом. Надевая майку, вы как бы обозначаете свою общность с теми, кто разделяет обращение на вашей майке. Это форма коммуникации людей без комплексов, не стыдящихся своего тела и, в первую очередь, молодежи, для которой физический, телесный контакт играет важную роль в соотнесении себя с окружающими. Посему неудивительно, что на клубных дискотеках обычным явлением стали конкурсы под названием «Мокрая майка», когда танцующих поливают водой. Это конкретный акт единения тиширтдизайна с его носителем. При этом становится весьма актуальной семантика тиширтдизайна. Почему, например, на Западе девушки любят носить майки с надписями типа «С тех пор, как я потеряла невинность, я чувствую себя гораздо лучше», а юноши предпочитают какую-либо брутальную символику типа «крестов—черепов» или «молота Тора».

Тиширт дизайн

Развившаяся в Москве структура ночных клубов представляет собой пока еще невостребованную сферу тиширтдизайна. Как показал опыт работы с промоутером ди-джей лейбла «Funkajazzadelic» Сергеем Череповым, в этой сфере для дизайнера—поле непаханное, целина! Когда мы увидели, как на первой же дискотеке «fjd» в клубе «Пропаганда» разогретые пивом и музыкой девочки стаскивали с себя кофточки и лепили наклейки с тремя буквами «fjd» прямо на грудь (на кофточках наклейки не держались), мы решили озаботиться хорошим тиширтдизайном. К каждой дискотеке мы делали новый тираж с новой композицией. В результате получилась серия. Майки «fjd» продавались в магазине «Cozmo», и тиражи с лихвой себя окупали. Мне кажется, с коммерческой стороны, это удачная модель перспективного развития тиширтдизайна, как минимум, в Москве, где клубов и ди-джеев—немеренно.

Тиширт дизайн

Тем не менее, качественный креативный тиширтдизайн делают лишь немногие ведущие дизайн-студии Москвы, как правило, по какому-либо рекламному поводу. Таким образом, появляются все предпосылки для превращения тиширтдизайна в анекдот. В среде не только дизайнеров ходят апокрифические легенды о майках с надписью на груди «Я—дурак!». Зритель, не отказывающий себе в удовольствии еще раз оглянуться на такого репрезентанта, читал у него на спине: «И ты—тоже!».

Тиширт дизайн

В наступившем после дождичка четверге никто не заметил появления могильщика тиширтдизайна. В Америке открылся Pentech Color Club. Специально для членов клуба выпускаются легко смываемые водяные фломастеры. Теперь каждый с помощью этих фломастеров может с утра написать свой тиширтанекдот на своей майке, а вечером ее постирать, чтобы наутро написать новый. Вступайте в ряды Pentech Color Club! Вот и все: T-shirt design is die. Но не дается тиширтдизайн. Самую классную работу такими фломастерами я видел на майке Курта Кобейна с мертвым Флиппером. Несмотря на то, что Курт Кобейн мертв, а его Флиппер был, скореее всего, состиран—сам факт возможности смывания (простите за каламбур) мертвого Флиппера, безотносительно к аллюзиям на Умберто Эко и Зигмунда Фрейда, дает новые перспективы дизайна. В том числе и T-shirt. «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов». А там мы посмотрим, как говаривал Михаил Сергеевич, «кто есть who».

Оцените эту запись блога:
Девушка, Я дизайнер!
Чем они занимаются там, в темной комнате

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
23.08.2017
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Исторические фото