Проектирование карты метро

Уже ставшая классикой карта Нью-Йоркского метро от Вигнелли (Vignelli) впервые была представлена в 1972 году, после его работы над системой знаков в конце 1960-х. Вдохновлённый картой Лондонского метро, разработанной Гарри Беком в 1933, который в свою очередь вдохновлялся электрическими схемами, Вигнелли упростил карту Нью-Йоркского метро до простой графической системы. «Разные цвета для каждой линии, точка для каждой станции». Нет точки – нет станции. Всё предельно просто. Вся карта представляет собой сетку с углами линий 45 или 90 градусов.

Проектирование карты метро 

Проектирование карты метро

Удивительной красоты этот кусочек истории графического дизайна, также имеет и некоторые недостаки. Дизайнер Майкл Берут (Michael Bierut) отметил:

Карта является дизайнерским решением удивительной красоты. Тем не менее проблемы возникают если соотносить объекты на карте с реальными. Для того чтоб карта получилась графически красивой, пришлось опустить некоторые детали. Центральный парк на карте представлен квадратом. В реальности же он три раза длиннее. Представьте себе ситуацию, когда вы решили приехать в парк погулять, но на путешествие в метро у вас ушло несколько часов, в то время как по карте получается несколько минут…

Поль Шоу (Paul Shaw), автор книги «Helvetica and the New York Subway System» о карте метро Нью-Йорка от Вигнелли:

«Большинство дизайнеров, если верить блогам, предпочитают карту Вигнелли. Но эта карта становится ужасной, если вы надумали пользоваться метро. Сужу по своему опыту, когда я попал в Нью-Йорк, а также по отзывам других, кто вспоминает попытки использования этой карты. Вспомните сцену из фильма «Воины», в котором банда пытается попасть из Бронкса в Кони-Айленд в метро с помощью карты Вигнелли, что приводит их в полное замешательство. Проблема заключается не в том, что Центральный парк квадратный, а не прямоугольный, а в несоответствии взаимного расположения станций на карте с соответствующим реальным географическим положением. Пара станций беспокоят меня ещё с 1977 года и до сих пор, согласно новой версии карты от Вигнелли 2008 года. Эти станции, South Ferry and Whitehall Street, гораздо ближе, нежели указано на карте».

Проектирование карты метро

В 1979 году линейная карта Вигнелли была заменена на более традиционный стиль топографических карт. Спроектирована дизайнером Майклом Герцом (Michael Hertz) карта включает в себя и другие виды транспорта – городские автобусы и паромы. «Начиная с 1997 года, карта в стиле Герца включает множество  подсказок о связях с другими видами транспорта, таких как поезда, автобусы и паромы. Акцент теперь делается на весь МТА Нью-Йорка (Metropolitan Transportation Authority)» объясняет Поль Шоу.

Проектирование карты метро

Вот что по этому поводу думает сам Вигнелли.

«Мне кажется, что причина в пространстве. Но не потому, что Манхэттен слишком маленький, а потому, что они хотят отразить слишком много информации, которая не принадлежит диаграмме. Другими словами карта метро даёт ответ на вопрос Как попасть из А в Б. Вот и всё», объяснил Вигнелли.

Из-за географической неточности карты Вигнелли был подвергнут критике. «Мы отказались от любых визуальных ссылок на достопримечательности и отражения реального положения вещей. Люди ждали карту, а не схему. Но схематическое представление является обычной практикой во всём мире, начиная с карты Лондонского метро тридцатых годов», отметил Вигнелли.

Карта метро Вигнелли – один из элементов четырёх основных систем:  стилизованная карта с базой информацией о маршрутах; географическая карта поверхности, отражающая связь метро и города;  карта районов, предоставляющая информацию о территории вокруг станций и разных связующих маршрутах поверхности; словесная карта, помогающая найти ответ на вопрос как добраться до пункта назначения из конкретной станции.

Все новые карты метро Нью-Йорка пытались отразить всю информацию на одной карте, что привело к семантическому дублированию, фрагментации карты и как следствие к ужасному виду. Единственный выход для более наглядной передачи информации – разделение на абстракную и географическую подачу карты» — Вигнелли от А до Я.

Идеальное решение?

«Мне очень хотелось бы увидеть карту метро с элегантностью Вигнелли и практичностью Герца», сказал Поль Шоу.

Этим летом в Нью-Йорке MTA представила свой первый крупный редизайн карты метро за более чем десять лет. Является ли новая карта метро Святым Граалем?  Отнюдь нет, говорит Шоу в последующей дискуссии.

«Существенно ничего не изменилось. Изменили цвета, чтоб стало более гармонично в целом. Тем не менее, зелёный цвет, которым заменили цвет песка, напоминает мне детское питание. Плохо выглядят ненужные тени на индивидуальных маршрутах. Пользы от теней нет, к тому же, в некоторых случаях они могут быть восприняты как самостоятельные маршруты. Это тупой дизайн»

Проектирование карты метро

В поисках Святого Грааля

Можно ли впихнуть всё на одну карту, и чтоб при этом она выглядела хорошо?

Два Нью-Йоркских дизайнера Дэвид Хисти (David Heasty) и Стефани Вейглер (Stefanie Weigler) из Triboro Design нашли решение, выполнив всё в одном цвете.Одноцветная карта метро от Триборо, основанная на стиле карты от Вигнелли, включает в себя всю информацию о сервисах, улицах, а также автобусные и паромные соединения.

Проектирование карты метро

Одной из целей было попытаться сделать географию суши более соответствующей реальности, чем в текущей карте MTA и создать более сильное чувство типографики… Сначала мы пытались сделать линии метро очень жирными, что является характерной чертой большинства карты метро, но это сделало карту очень тяжелой для визуального восприятия. Решением этой проблемы стало интуитивное предположение. Мы решили ослабить визуальный вес линий до максимума. Линии маршрутов стали настолько лёгкими, что иногда кажется будто бы их и вовсе нет. Глазами человек сам соединяет точки-станции метро, используя тонкую линию в качестве подсказки. Я бы не сказал, что наша одноцветная карта проста в использовании, но нам она кажется очень функциональной

Вопреки красоте и функциональности эта карта в ближайшее время не будет заменой текущей официальной карты МТА. «Наша цель состояла не только в попытке создать альтернативу текущей карте, но в создании решения интерсной графической задачи, которое мы не стесняемся повесить у себя на стенку. Мы специально выбрали флуоресцентный красный, чтоб она выглядела вызывающе!», объяснет Триборо.

Пожалуй, более реальным решением является карта Кик-Мэп от Эдди Джаббура (Eddie Jabbour).

Карта направлена на решение 50-летнего спора между схематическими и топографическими картами. В результате мы получаем карту, которая сочетает в себе лучшее из обоих миров. В отличие от карты Вигнелли, где в жертву графической красоте принесено географическое расположение станций, эта карта пытается быть географически точной и в то же время максимально соответствовать стандартизации стандартизации углов при любой возможности.

Проектирование карты метро

Карта Кип-Мэп создана с целью увеличения числа людей, использующих метро Нью-Йорка. Хорошо продуманные карты помогают в использовании метро не только новичкам но и рутинным поездка типа «дом-работа-дом». Поэтому улучшенный дизайн карты метро может непосредственно влиять на число пассажиров и косвенно на пробки в Нью-Йорке и загрязнение окружающей среды. Одним словом, более эффективные карты метро сделают нашу систему метро более доступной.

Карта Джаббура даже привлекла внимание МТА, но вскоре интерес пропал из-за географических неточностей. «Он хороший дизайнер и это интересная карта», сказал исполнительный директор Кристофер Бойлен. «Мы создаём карту для использования, а не только чтоб она хорошо выглядела…»

С одной стороны споры среди дизайнеров не утихают, а с другой стороны — на дворе 2010 год, взлёт технологий, таких как Google Maps и мобильных приложений (некоторые приложения даже могут нам подсказывать как достичь пункта назначения), возможно печатные карты метрополитена ушли в прошлое?

Оцените эту запись блога:
Типографика Нью-Йорка
Отличие инфографики от визуализации данных

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
24.09.2017
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Исторические фото