Портфелио: больше конкурсов – хороших и разных

В прошлом номере нашего журнала был отмечен выход в свет каталога «Портфолио».

С тех пор в жизни этого дизайнерского проекта произошли некоторые изменения.

Портфелио: больше конкурсов – хороших и разных

Он быстро растет и набирает обороты, вовлекая в свою орбиту все новых участников. Изменилась одна буква в названии проекта, благодаря чему оно стало более российским.

Об остальном рассказывают сами основатели этого проекта: студии Direct Design и Ё программа.

Как считают сами участники проекта, создание Клуба дизайнеров-графиков Портфелио преследовало следующие цели: издание ежегодного каталога Портфелио с целью определения рейтинга и выявления лучших российских дизайн-студий и дизайнеров; формирование рынка дизайнерских услуг; создание постоянно функционирующего в Интернете информационного и коммуникативного пространства для дизайнеров; проведение некоммерческих акций по схеме «дизайнеры для дизайнеров» с целью повышения интереса дизайнеров к профессиональной жизни, поддержки цеховых отношений в дизайнерской среде; создание оргструктуры из профессиональных менеджеров с целью реализации творческих проектов и инициатив.

Портфелио: больше конкурсов – хороших и разных

Беседа с руководителями студии Direct Design Дмитрием Перышковым и Леонидом Фейгиным
Идея наша состояла в том, что на такой большой территории, при таком большом количестве профессионалов просто обязательно должно быть много творческих конкурсов. При одном творческом конкурсе на всю страну (как это было) невольно получается элитное соревнование трех-четырех дизайнеров, которые по очереди побеждают, что является нормальным в такой ситуации: если конкурс один, то невольно традиции и суждения одни и те же. Это как в Чехии—Карел Готт четырнадцать раз побеждал на «Золотом Соловье», пока ему самому не надоело.

В Америке таких конкурсов среди дизайнеров уж точно больше двадцати, правда, там и дизайнеров побольше. Но если подойти к этому вопросу математически и посчитать количество их дизайнеров и наших и соотнести количество их конкурсов с нашими, то получится что наша страна может выдержать, по крайней мере, десяток таких конкурсов. Более того, это просто необходимо, поскольку чем солиднее становится профессия, тем важнее в ней профессиональные критерии. Что может быть более важным для профессионального дизайнера одежды, чем зачисление его в клан кутюрье? Так же и для нас: чем больше развивается профессия, чем больше мы начинаем зарабатывать денег, чем больше у нас крутых заказчиков, чем больше спрос на наши услуги, тем важнее для нас становятся те или иные рейтинги: необходимо попасть в клуб, доказать свою профессиональную пригодность, свое право на получение высоких окладов, право отстаивать свое мнение перед заказчиком.

Как попасть в такой рейтинг? Только участвуя и побеждая. Чем больше будет разных конкурсов, тем больше будет победителей. Чем компетентнее в этих конкурсах будет жюри, тем профессиональнее и объективнее будут определяться лидеры.

Мы нисколько не сомневаемся в компетентности жюри Союза дизайнеров, но должны признаться, что этого маловато для такой большой страны, как наша.

Мы считаем, что профессиональных клубов, организаций, издательств вроде нашего должно появляться все больше—рынок дизайна сам постепенно определит, сколько необходимо таких профессиональных проектов и сколько действительно хороших дизайнеров есть в стране. Каждый дизайнер, заслуживающий внимания, должен быть как-то отмечен. Издание Портфелио—одна из таких возможностей.

Для самих дизайн-студий эти конкурсы—важнее всего, нам эти рейтинги нужны. Поскольку нет каких-то организаций или издательств, которые нам такую услугу предоставляли бы (как на Западе это делают Communication Аrts, Graphis, Print), мы вынуждены сами организовывать это начинание. Инициаторами первого издания Портфелио были Ё программа, Direct Design и Typo Graphic Design, а остальные четыре студии (Agey Tomesh, Има-Дизайн, Open Design!, Табу) присоединились к нам позже. Портфелио—это открытый проект, и мы надеемся, что количество его участников будет расти.

Наша заявка в виде первого каталога принесла сразу три плода, или, можно сказать, одним выстрелом мы сумели убить трех зайцев :

первое—лично нам как дизайн-студиям стало гораздо легче общаться с заказчиками , которые увидели наши работы достаточно широко, составили свое мнение и шли к нам уже целенаправленно , т.е. мы получили заказчика, подготовленного к нашей работе, понимающего, чего от нас можно требовать;

второе—нам удалось повысить рейтинг собственной работы, потому что мы попали в число избранных и лучших , и опять же—показали своим клиентам, что мы входим в это число (а в том, что уровень других дизайн-студий высок, сомневаться не приходилось);

третье—мы разбудили дизайнерскую общественность, и другие дизайнеры тоже стали задумываться о необходимости повышать собственный рейтинг, чтобы иметь подготовленного заказчика.

Это те результаты, которые мы получили от выпуска первого каталога и теперь мечтаем о том, чтобы это необходимое дело развивалось само по себе. Поэтому-то мы и передаем сейчас эту инициативу в руки профессиональных менеджеров и надеемся, что они с ней справятся.

Важный вопрос—необходимость наличия независимого жюри. Более того, такой проект должен быть ведом объективными людьми. Независимость жюри определяется нормальным материальным благосостоянием его участников и их профессиональными заслугами. Поэтому мы пригласили в жюри самых известных людей нашей профессии. Мы очень благодарны им за то, что они согласились нас поддержать: поддержка таких уважаемых людей еще раз доказывает, что этот проект дизайнерам интересен.

Что же такое издание Портфелио? Самая главная задача—ежегодный рейтинг дизайнеров со всей России, где самым главным мерилом успеха является публикация. Чтобы быть допущенной к публикации, работа должна пройти через жесткий профессиональный совет. Это издание будет интересно как дизайнерам—для того, чтобы посмотреть, что происходит с соседями, так и клиентам, которым, может быть, придется выбирать дизайн-студию по себе.

Мы предполагаем, что вокруг Портфелио будет группироваться масса других интересных начинаний для дизайнеров. Если само издание направлено в первую очередь на публику, чтобы представить ей дизайнерскую тусовку, и служит непосредственным и даже коммерческим интересам дизайнеров, то все остальные наши действия направлены на развитие и активизацию дизайнерской жизни как таковой, на реализацию внутренних потенциалов, где дизайн делается не для заказчиков, а по велению души.

Мы хотим создать информационное пространство для дизайнеров, чтобы они знали о том, что происходит в мире, могли получать информацию о других конкурсах. Мы не боимся других дизайнерских рейтингов, поскольку сами являемся дизайнерами и нам интересно участвовать и побеждать не только в нашем доморощенном конкурсе, но и во всех других. Именно поэтому мы собираемся помогать всем дизайнерам узнавать о различных конкурсах, о различных акциях, проводимых как нами, так и не нами, поэтому приглашаем к сотрудничеству все журналы и издания, все конкурсы и фестивали, посвященные дизайну, с тем чтобы обмениваться информацией и доводить до сведения всей публики нашу информацию о них и их информацию о нас.

Основное направление проекта Портфелио—«дизайнеры для дизайнеров», творческие акции, такие как «Лови момент». Подобные вещи происходили и без нас, мы просто создаем еще одну возможность для общения дизайнеров. Имея большую базу данных и активных участников, мы можем сделать акции более масштабными: издавать книги, устраивать выставки, производить некую визуальную продукцию, которая сделана дизайнерами для дизайнеров, таким образом понемногу повышая рейтинг профессии и интерес дизайнеров к этой жизни.

Второе направление нашей деятельности—информационное, предназначенное для того, чтобы как можно больше дизайнеров узнавало друг о друге, о том, что происходит в дизайнерском мире у нас и за рубежом, чтобы дизайнеры могли высказывать свое мнение, участвовать в конференциях, иметь свой орган для живого обсуждения. Под это направление мы открыли сайт в Интернете, который пока только начал свое действие. Для начала мы перенесли первый каталог Портфелио в Интернет, сделав его таким образом более доступным всем желающим. Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо ребятам из Махаона за помощь в создании сайта. Мы планируем активную работу в Интернете для формирования мощного информационного канала, где дизайнеры могут получать информацию о выставках и конкурсах, знакомиться со статьями о происходящих событиях, получать приглашения на различные некоммерческие акции. Этот интернетовский узел будет общаться с другими изданиями, который поставляют информацию дизайнерам, мы сможем пропагандировать через Интернет уважаемые нами журналы. Мы надеемся, что Сейчас появляется новое поколение дизайнеров—Web-дизайнеры, которые несколько обделены вниманием бумажных изданий и для которых еще не существует профессионального конкурса в Интернете. Мы хотим предложить возможности интернетовского информационного узла для осуществления их профессионального конкурса и для публикации их лучших работ. Надеемся, что в дальнейшем эта часть дизайнеров будет публиковаться и в бумажном издании.

Важная проблема, о которой часто говорит Сергей Серов,—создание цеха дизайнеров. Это осознание дизайнерами самих себя как некой группы людей, которые имеют общие интересы, занимаются одним делом и могут эти интересы представлять и защищать. Более того, действие какой-либо группы дизайнеров влияет на судьбу остальных их коллег (повышение или понижение цен, повышение или снижение качества работы, улучшение или ухудшение технической подготовки). Поэтому сейчас такие понятия, как цеховая культура и цеховая солидарность,—для нас вещи, может быть, несколько новые, но очень важные. Наше издание направлено на то, чтобы развить эту идею цеховой солидарности с тем, чтобы формировать корпоративные цены, корпоративный подход к качеству, к отношению с клиентами: что можно позволить клиенту по отношению к дизайнеру, а что—нельзя. Вплоть до совместных демонстративных акций по решению спорных вопросов между клиентом и заказчиком. Все это направлено на формирование представления престижности нашей профессии.

Существование такого рода издания возможно, если работы отобраны объективно и беспристрастно. Поэтому структура второго каталога будет традиционной, как она принята на Западе: работы по номинациям. Эти номинации написаны в заявочной форме. Жюри осуществляет отбор работ. Важный вопрос—призы. Поскольку наша структура еще не имеет достаточного веса, чтобы давать какие-либо призы, мы считаем, что для дизайнера пока высшей наградой будет публикация в нашем ежегодном каталоге.

Беседа с руководителями студии Ё программа Владимиром Юдановым и Сергеем Илышевым 
Когда мы обсуждали Портфелио в самом начале этого проекта, год назад, то подчеркивали, что издание должно стать национальным ежегодником по отечественному дизайну, таким же, какие выходят в Европе и Америке. Сейчас мы готовим уже второй выпуск, и нам самим очень любопытно посмотреть на то, что же произошло с дизайном в России за год. Вообще, издание каталога—это единственный способ собрать работы из всех уголков страны.

Этот национальный ежегодник в основном отвечает задачам проставления рейтингов, хотя мы не ставили перед собой задачу выделения «лучших из лучших», присуждения особых призов и т.д.

Хотя в будущем мы планируем присуждать премии по номинациям и опубликовывать списки призеров в последующих номерах, но задача второго каталога все же в основном сводится к тому, чтобы просто опубликовать как можно больше хороших дизайнерских работ. Отличным результатом было бы опубликование работ 100 лучших дизайнерских студий России. Нам пока важно в масштабах России растолковать нашу идею о том , что это издание необходимо прежде всего самим дизайнерам и важно в плане их дальнейшего профессионального роста.

Подобный каталог—это малотиражное издание, поскольку оно направлено на слишком узкую аудиторию покупателей: на тех, кто сам занимается дизайном, или тех, кто интересуется им. Вместе с тем, проект Портфелио набирает такую мощность и вес, что уже можно обращаться за финансовой помощью к госструктурам. Мы считаем, что было бы только справедливо получить от государства субсидии на такой проект или грант на выпуск каталога. Фактически, такой проект может стать частью государственной политики в отношении культуры. Конечно, это неправильно, что сами дизайнеры за свои деньги делают такое издание, во всех странах мира в эти проекты вкладываются государственные деньги, хотя бы частично. Что касается мажорного будущего проекта Портфелио, то мы видим его в том, чтобы выпускать отдельные каталоги по номинациям: отдельно издание по архитектуре, отдельно издание по интерьерам, стараясь собрать все самое интересное и лучшее, что производится дизайнерами.

Второй большой проект, который пока существует только в планах и переговорах, но который нам очень бы хотелось осуществить, называется «Архитектура Новой Москвы». Все мы видим, как радикально изменилась фактура города за последние 5–7 лет. Была идея отснять все новые сооружения вне контекста старого города, постараться найти такие точки и собрать все это концептуально, так, чтобы даже коренной москвич, листая эту книжку, не узнавал Москвы совершенно, постоянно удивляясь: неужели город стал таким? Структура такого издания видится нам следующим образом: Москва внутри Бульварного кольца, внутри Садового кольца и внутри Окружной дороги. Необходимо выделить разделы, посвященные новым офисным зданиям, новым жилым зданиям, выделить отдел реконструкции, особенно—культовых сооружений, и отдельно дать раздел новой садово-парковой скульптуры Москвы. К сожалению, садово-парковая скульптура у нас пока все еще слабо развита, хотя во всем мире это та область, где все «оттягиваются», делают абстрактные и концептуальные вещи.

Результатом такой работы мог бы стать выпуск книги о новой Москве и организация выставки (было бы здорово сделать полный комплекс и запустить информацию об этом проекте в Интернет).

Мы провели ряд переговоров со многими известными людьми и получили очень живую и заинтересованную реакцию. Одной из основных идей этой книги могла бы стать миротворческая идея, примиряющая на страницах одной книги непримиримых людей в архитектуре: там могут быть рядом и Церетели, и Рукавишников, и Клыков—люди очень разные. Концепт этой книги—показать все, что появилось за последние пять лет, независимо от стилей и клановых отношений творцов-архитекторов.

Для такого проекта нам, конечно же, необходимы спонсоры, и мы очень надеемся, что заинтересуем разных людей, в том числе и тех, кто стоит у власти, и банкиров (ведь в Москве очень много интересных банковских сооружений), и самих архитекторов.

Важно поддеркнуть еще, что у нас в разных изданиях традиционно Москва в основном освещается как старый город, а нам хотелось бы запустить книжку, которая покажет, что появилось нового. Конечно, самая сложная часть в этом деле—это организационная работа . Мы начали создавать организационный комитет, редколлегию, собирать разных людей , которые могут помочь с выпуском этой книги.

Для нас такой серьезный проект—это своего рода большое испытание, в чем-то даже вызов и проверка самих себя. Но привлекательность самой идеи позволяет надеяться, что нам хватит сил вытянуть такой проект: чем идея глобальнее и сложней, тем она, естественно, интереснее.

Для реализации таких проектов, конечно, необходимо участие многих творческих коллективов, и здесь нам может помочь такое объединение, как клуб дизайнеров-графиков, например (поскольку очевидно, что только две дизайн-студии не могут потянуть такой большой проект, в который должен вырасти Портфелио). Нам нужны и партнеры в этом деле, и просто хорошие профессионалы.

А вообще, участие в Портфелио очень сильно влияет на рейтинг фирмы и на повышение количества заказов, и мы как производители дизайнерских услуг в нем очень заинтересованы. Мы можем ставить это издание между собой и заказчиком, что значительно облегчает наше общение. Мы очень хорошо помним, как вырос интерес к нашей фирме после того, как мы первый раз участвовали в выставке «Дизайн-94». Сейчас многие фирмы, которые о дизайне раньше даже и не думали, приезжают к нам с заказами. Это признак того, что повышается общая культура заказчиков, дизайн все более широко входит в нашу жизнь.

«Лови момент» или «Новая Москва», проводимые в рамках проекта Портфелио—это творческие некоммерческие акции, которые будоражат общественность и самих дизайнеров, для того чтобы в течение года поддерживать интерес к проекту. А сам ежегодный каталог Портфелио может быть и коммерческим, в нем вполне возможно помещать и рекламу. Мы надеемся, что в конце концов он станет приносить какие-то деньги.

Надо сказать, что именно благодаря усилиям участников Портфелио стал формировать рынок дизайнерских услуг: ведь совсем недавно его как такового вообще не было. Мы вообще пять лет чувствовали себя нестабильно: сегодня у нас есть заказ, а завтра его нет, сегодня нам платят какие-то деньги, а завтра—не хотят. Сейчас рынок становится более цивилизованным, многие заказчики понимают, что, начиная новое дело, без дизайнера им не обойтись, хотя бы на уровне консультаций. Всего пару лет назад ни одному отечественному производителю не пришло бы в голову поменять имидж, разработать фирменный стиль, поменять упаковку да еще и потратить на это деньги. Сейчас уже все готовы и хотят, а заслуга в этом тех дизайнерских фирм, которые пять лет пробивали эту стену.

Несмотря на то, что Портфелио еще в самом начале своего пути, мы уже понимаем, что этот проект нужен, мы даже до конца не осознаем—почему, но что радует в этой ситуации: мы что-то поняли такое, что другие дизайнерские фирмы начинают понимать только сейчас.

Наверное, это и объединяет нас с директ-дизайнерами—наличие какого-то моторчика сзади, который не позволяет нам сидеть на месте и просто делать деньги. Мы Карлсоны такие, с моторчиками… и в полном расцвете сил. кАк

международный проект «ЛОВИ МОМЕНТ!»
Уважаемый коллега! Ты как художник-дизайнер—один из тех, кто создает визуальный ряд нашей действительности. От всех нас зависит, как будут выглядеть окружающие нас предметы. Если бы можно было узнать, о чем думают, чем заняты сейчас художники разных стран, разных культур и языков, то мы получили бы представление о глобальном процессе создания образа нашего мира.

Мечта запечатлеть хотя бы один миг нашей жизни полностью в масштабе общечеловеческого культурного процесса может хотя бы раз осуществиться, если мы—художники, визуализирующие образы по роду своей профессии, запечатлим свое мгновенное состояние одновременно по всему миру.

Итак, в произвольно выбранный нами день, 1 декабря, в 12 часов по своему местному времени ты запоминаешь предмет своих размышлений, свои эмоции, и в ближайшее время, но не позднее 5 декабря, делаешь работу в любой технике, любого наполнения, лишь бы она отражала твое состояние в 01.12.97

Потом ты посылаешь эту работу нам, в клуб «Портфелио» не позднее 5.12.97. Результатом этой акции станет книга «Лови момент!». В этой книге будут собраны все ваши работы с указанием авторства всех, кто сделал этот первый в мире портрет момента жизни. Очень надеемся на твое участие в этой и других акциях клуба. Будем благодарны за идеи и предложения.

Если у вас есть знакомые дизайнеры, не получившие нашего письма, просим, пригласите их принять участие в этом проекте.

Горячие новости от умершего журнала
От имени будущего журнала я устроил опрос шести экспертов и шести дизайнеров-графиков, предложив им, оглядываясь на 1997 г., назвать

1. главную тенденцию года в графическом дизайне,

2. главные события в художественной жизни

3. имена тех, кого они могли бы считать «дизайнерами года».

Осенью прошлого года к нам с Валерием Акоповым обратился издатель журнала «Дизайн-студия» Игорь Мосин, предложив возобновить это издание. Первый номер «Дизайн-студии» вышел в канун 1997 г., затем редакция была распущена, выход второго номера планировался на канун 1998-го. В связи с этим мне показалось логичным сделать такой журнал ежегодным, посвящая его каждый раз главным итогам года. Издатель согласился с этим, и мы приступили к работе. Валерий Акопов спроектировал великолепный макет журнала, а я занялся составлением номера в качестве главного редактора.

Когда работа над номером подходила к концу, г-н Мосин решил отказаться от своего замысла, так как он вдруг обнаружил, что журнал «Как» уже закрыл эту «нишу» на издательском рынке. Предоставляя читателям самим судить о справедливости подобных умозаключений, публикую в «конкурирующем» издании результаты проведенного исследования.

Итак, в опросе участвовали дизайнеры-графики: Игорь Гурович, Эркен Кагаров, Сергей Кужавский, Андрей Логвин, Борис Трофимов и Владимир Чайка. В качестве экспертов в нем приняли участие: журналист Влад Васюхин, обозреватель еженедельника «7 дней», двукратный обладатель премии «Лучший журналист года по рекламе»; Марат Гельман, директор Галереи М.Гельмана; журналист Ольга Кабанова, обозреватель газеты «Русский телеграф»; профессор Игорь Крылов, эксперт Российской ассоциации рекламных агентств; профессор Юрий Назаров, президент Союза дизайнеров России; журналист Светлана Пухова, в недавнем прошлом—ведущий рубрики «Вести с графических полей» в газете «Рекламист».

Вот их ответы:

И.Гурович 
[1) Вычищение графического языка, ясная графическая идея, ясно решенная, меньше компьютера.

[2) Выход в свет «Портфолио», возобновление работы «Галереи дизайна», семинар фирмы «ПараГраф» «ComeTogether».

[3) Владимир Чайка, Елена Китаева—Андрей Шелютто, Анатолий Гусев.

Э.Кагаров 
[2) Выход в свет «Портфолио», персональная выставка Игоря Гуровича, выставка-конкурс «Лучшие визитные карточки России».

[3) Сергей Кужавский, Игорь Гурович, Андрей Логвин.

С.Кужавский
[1) Рост спроса на качественный дизайн у российского клиента.

[2) Выход в свет «Портфолио», салон «Дизайн и Реклама», персональная выставка Игоря Гуровича.

[3) Андрей Логвин, Игорь Гурович, Валерий Акопов.

А.Логвин 
[1) Заколачивание бабок.

[2) Выход в свет «Портфолио», персональная выставка Игоря Гуровича, развитие контактов с международной графической тусовкой.

[3) Сергей Кужавский, Игорь Гурович, Елена Китаева.

Б.Трофимов
[1) Тенденция взаимных усилий дизайнера и типографии. Русский дизайн за год стал не хуже, а даже лучше, повзрослел.

[2) Выставка-конкурс «Лучшие визитные карточки России», семинар фирмы ParaGraph «ComeTogether».

[3) Тридцать дизайнеров хороших могу назвать, хороших из года в год, но трех лучших—нет.

В.Чайка
[1) Компьютерные вирусы все глубже внедряются в сознание дизайнера и ведут там свою разрушительную работу.

[2) Выставка-конкурс «Лучшие визитные карточки России», персональная выставка Игоря Гуровича, моя персональная выставка в Колорадо—лично для меня.

[3) Игорь Гурович (ясно по выставке), Елена Китаева—Андрей Шелютто (хорошо потрудились на ТВ), Владимир Чайка (очень добросовестно служил в департаменте—необъективно, лично для меня).

В.Васюхин
[1) Придерживаюсь пастернаковской формулы «Талант—единственная новость, которая всегда нова». И, как говорила Фаина Георгиевна Раневская, все провинциально, кроме Библии… Главная же тенденция года, на мой взгляд, выражена в плакате Андрея Логвина «Жизнь удалась». Складывается впечатление, что у наших дизайнеров все в порядке, и это радует.

[2) Выставка-конкурс «Лучшие визитные карточки России», выход в свет «Портфолио», персональная выставки Игоря Гуровича.

[3) Игорь Гурович, Елена Китаева—Андрей Шелютто, Юрий Боксер. В минувшем году мне довелось неоднократно работать с Дмитрием Мордвинцевым и Педро Клавихо, широкой публике эти имена, возможно, известны мало, но это были мои «дизайнеры года», а поскольку в искусстве всякий рейтинг субъективен, включу в свой список и этих господ.

М.Гельман
[1) Интеллектуализация.

[2) Персональная выставка Игоря Гуровича, выставка-конкурс «Лучшие визитные карточки России», выход в свет журнала «кАк».

[3) Владимир Чайка, Елена Китаева, Андрей Логвин, Анатолий Гусев.

О.Кабанова
[1) Рост общего среднего уровня. Меньше стало ужасного.

[2) Акция «Жизнь удалась», выставка-конкурс «Лучшие визитные карточки России», персональная выставка Игоря Гуровича.

[3) Андрей Логвин, Елена Китаева—Андрей Шелютто.

И.Крылов
[1) Серийность в печатной рекламе. Дизайнеры всегда знали, что серийность продает, в этом году это открытие сделали рекламодатели.

[2) Салон «Дизайн и Реклама», выставка-конкурс «Лучшие визитные карточки России», выставка «Упаковка из старой Москвы».

[3) Сергей Кужавский, Андрей Логвин, Александр Стрелков (Нижний Новгород).

Ю.Назаров
[1) Появление российской школы графического дизайна. Расширение региональных центров графического дизайна.

[2) Выдвижение на соискание Государственной премии Александра Коноплёва и Юрия Боксера, выставка «Лучшие визитные карточки России», Московский международный фестиваль рекламы.

[3) Андрей Логвин, Сергей Кужавский.

С.Пухова
[2) Акция «Жизнь удалась», выставка-конкурс «Лучшие визитные карточки России», акция «Со-дизайн», персональная выставка Игоря Гуровича, арт-проект «Думай о высоком».

[3) Могу назвать одного, но главного «дизайнера года»—Андрея Логвина. В этом году его можно назвать действительно «народным художником». «Жизнь удалась»—суперхит уходящего года.

Оцените эту запись блога:
Три измерения знака
Kак защитить подлинные банкноты

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.10.2017
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Исторические фото