От дружелюбных гаджетов к живому общению

Чем запомнился ушедший год и что ждет нас в наступившем?

ВЛИЯНИЕ ВЫБОРОВ

В США все глобальные изменения на рекламном и консалтинговом рынке принято связывать с национальным избирательным циклом, который длится 6 лет. В России многое зависит от государства, от регуляторов, от цены на нефть... но не от рыночных механизмов.

Так, для меня, да и не только для меня, одним из ключевых событий 2011 года стали, безусловно, выборы. С одной стороны - выборы в Государственную Думу, состоявшиеся 4 декабря, с другой - выборы нового президента РАСО, которым стал Станислав Наумов. Введение единого дня голосования, казалось бы, должно было упорядочить загрузку PR-агентств и вольных политтехнологов, распределив их по субъектам и политическим партиям. Но баланс восстановился лишь отчасти, причём значительное влияние на оздоровление этой ситуации оказало возвращение выборов губернаторов.

А вот главным провалом кампании стал поход за голосами избирателей в Интернет - проект партии власти "Берлога" (сейчас домен уже не открывается).

ОТ ТЕХНО К ЭКО

Так можно обозначить изменение вектора запросов клиентов PR-услуг в сфере бизнеса. Появляются проекты с экологической составляющей, взять хоть электромобили, хоть лавки фермерских продуктов. Таким клиентам есть что рассказать и журналистам, и конечным потребителям, их действительно интересно пиарить. И подобных проектов будет всё больше. Раньше большинство интересовалось социальными медиа и всевозможными "дружбами гаджетов", сейчас в моде эвенты с живым общением и что-то сделанное своими руками. Хотя это не означает, что бизнес обратился в бегство из городов на природу к натуральному хозяйству. Идет более осмысленное взаимопроникновение высоких технологий в природные объекты и обратно. Например, web-камеры в лесах для предотвращения пожаров. Думаю, эта тенденция будет нарастать и в наступившем году.

СТАРТАПЫ И КОВОРКИНГ

У PR-агентств наконец-то появились пока что единичные клиенты-стартаперы. Зарождению новых и интересных проектов на стыке разных направлений бизнеса способствуют особые творческие пространства для коворкинга, типа дизайн-завода "Флакон". Там особая атмосфера, куда бизнес приходит на семинары, конференции и просто встречи за новыми идеями для развития и привлечения клиентов. Конечно, стартапер - клиент сложный и трудный, зачастую предлагающий PR-агентству в качестве платы за услуги участие в будущих прибылях...

Достижением 2011 года можно назвать и появление группы PR_Russia в Facebook - своего рода площадки (виртуальной) для совместной работы. Вообще, я предлагаю понимать коворкинг в широком смысле слова - мастер-класс, где слушатели вместе с мастером вырабатывают конкретные рецепты, как продвинуть бизнес.

Отмечу и Дни PR в Москве, перенесенные в этом году с весны на декабрь. Тоже коворкинг, только глобальный. Программа здесь была насыщена качественными круглыми столами с дискуссиями и неожиданными выводами. Своеобразным итогом года стало празднование 20-летия РАСО со "сколковским" размахом, но без нанококтейлей и нанодипломов.

ДРОБЛЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ АУДИТОРИЙ ПРОДОЛЖИТСЯ

Появляются всё новые СМИ, например, "Финансовый диалог", при том, что совсем недавно закрылось знаковое, не побоюсь этого слова, печатное издание "Финанс.". У СМИ появляются дублеры, но в других форматах. Спрашивается, зачем ИД "КоммерсантЪ" еще и одноименное радио? Чтобы снизить тираж привычной газеты? Думаю, что в 2012 году традиционные СМИ продолжать терять свои аудитории, зато интернет-СМИ и иные конвергентные каналы получения информации будут неуклонно расти. Это потребует от PR-специалистов большей технологичности и в тоже время более глубокой отраслевой специализации.

Илья САДОВСКИЙ,
исполнительный директор ПРОСТОР: PR & Консалтинг,
заместитель председателя IT-комитета РАСО

Оцените эту запись блога:
Дюжина ножей в спину PR и полдюжины исцеляющих бал...
Пиар как фаст-фуд

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
18.12.2017
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Исторические фото