Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Небольшой рассказ  Стивена Хеллера об одном частном итальянском музее, посвященном истории печати и типографики.

Стивен Хеллер (Steven Heller) – бывший арт-директор New York Times, один из заведующих кафедрой «MFA Designer As Author» в «Школе визуальных искусств» (The School of Visual Arts) в Нью Йорке (США), работал редактором в таких журналах, как «PRINT», «EYE», «BASELINE», и «I.D.», выпустил около 100 книг в качестве автора, соавтора или редактора. Предлагаем перевод его рассказа о музее типографики, созданном при фонде «Tipoteca Italiana».

Из-за влияния компьютера слово «font» стало использоваться как синоним шрифтовой гарнитуры. Но если спросить большинство людей и даже молодых дизайнеров о происхождении этого слова, то в ответ будут пустые взгляды (это слово появляется в 16-ом веке от французкого «Fonte», переводимого как «таять, плавиться» и означающего процесс литья). Именно поэтому последние 2 года вместе со студентами «The School of Visual Arts» я совершал поездки в итальянский поселок Корнуда (Cornuda) в 65 километрах от Венеции, где расположен музей истории печати и шрифтовых гарнитур или шрифтов.

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

«Tipoteca Italiana fondazione» – частный фонд, который был основан в 1995 году для сохранения и распространения знаний о печати и печатных технологиях. Основатель фонда 65-летний печатник Сильвио Антига (Silvio Antiga) владеющий типографией в регионе Венето (Veneto). Им собрано более 20 старинных прессов и печатных машин вместе с сотнями наборов деревянных и металлических типографских литер. Разумно спроектированный современный музей включает типографию-мастерскую, в которой мастера осуществляют ручной набор литер и делают пробные оттиски. Он открыт для всех (более 8000 ежегодных посещений) и стал Меккой для дизайнеров и студентов со всего мира.

Главный гид и куратор – Сандро Берра (Sandro Berra), у которого страсть к каллиграфии и шрифтам. Его задача погружать посетителей в 500-летнюю революцию коммуникаций и вклад Италии в область книгопечатания и типографики. Это погружение включает в себя введение в ксилографию, гравюру и литографию и вовлекает посетителей в верстку печатных полос. Можно подержать в руках и полистать редкие шедевры печати, включая книги одного из первых типографов и издателей Aldus Manutius (1449-1515).

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

«Tipoteca Italiana» имеет потрясающую коллекцию печатного оборудования и как заметил Сандро Берра: «Невозможно описать насколько значимым является эта коллекция». Штампы ручной работы Amoretti, «Manuale Tipografico» (1818) Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni, 1740–1813), много книг с образцами шрифтов, а также ручные прессы и наборы шрифтов составляют основу этого невероятного сокровища. «Я считаю, что Tipoteca это ценное место, потому что люди могут прийти и получить здесь опыт высокой печати, как это было 30 лет назад и раньше», – говорит Сандро Берра.

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

В течение последних 30 лет, начиная с фотонабора, был постепенный переход к цифровым технологиям. И теперь вся вселенная печати умещается в настольном компьютере. Сегодня любой, кто набирает литеры вручную и печатает на ручном прессе, работает также как и Гутенберг в 15-ом веке. «Печатать оригинальными деревянными литерами на 150-летнем прессе, вероятно, становится все более революционным, чем с помощью iPad», – добавляет Сандро Берра.

«Трудно определить точное количество шрифтов, имеющееся в «Tipoteca Italiana», и оно непрерывно пополняется. Архив деревянных литер состоит из 399 ящиков со шрифтами плюс еще 1700 ящиков находятся на складе. Есть печатные образцы каждого из них, так, по крайней мере, у нас есть представление об их дизайне», – рассказывает Сандро Берра. «Tipoteca Italiana» обладает около 1000 шрифтами с металлическими литерами всех стилей. На складе находится еще 700 шрифтовых гарнитур, которые не были почищены или занесены в каталог.

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Большинство экспонатов музея были приобретены у различных типографий Италии, что-то требовало восстановления. Когда-то купленные прессы и наборные машины сейчас полностью восстановлены. Мастер-печатник Ivano обладает талантом возвращать к жизни любой механизм. Его хобби – восстанавливать аналоговые зеркальные фотокамеры.

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Музей истории печати и шрифтов Tipoteca Italiana

Сандро Берра объяснил, что его цель не просто хранение старых инструментов. Это сохранение нашей неразрывной связи с бумагой, чернилами и шрифтом, которые составляют процесс печатания.

Оцените эту запись блога:
Старинная графика из архивов Новой Зеландии
Шрифт «Лица и Буквы»

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
14.12.2017
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Исторические фото