Типограф Kарел Мартенс

Выдающееся художественное достоинство целого зависит (…) не от того, что сказано, а от того, как это сказано, от блистательного сочетания маловыразительных частностей». Не впервой цитирую мысль, высказанную В. Набоковым. Ведь это качественное «как» дает оправдание творчеству, и оно могло бы оправдать не совсем удачное название одноименного журнала. Но именно это «как» опущено в заявлении редакторов нового журнала «для дизайнеров-графиков, оформителей печатной продукции и просто художников».

Kарел Мартенс

Карел Мартенс, 39-го года рождения,—просто типограф. За тридцать семь лет графической практики он оформил великое множество изданий. Но как! Впрочем, и «что» ему, как видно, не безразлично. В его репертуаре есть и полезные штучки для самой широкой публики, но преобладают серийные книги гуманитарного профиля. Он работает на культуру и в рекламном деле, кажется, не замешан.

Kарел Мартенс

В прошлом году (гордитесь, любители светлого пива!) Мартенса наградили премией д-ра А.Х.Хайнекена по разделу Art—за все творческое достояние. В качестве приложения к награде была издана книга: Robin Kinross and others. Karel Martens printed matter. London, Hyphen Press, 1996.

Типограф Kарел Мартенс

Горячо рекомендую всем обзавестись этой (но какой!) книгой, а сам, боясь обречь себя на изнурительное цитатничество и компиляторство, откладываю ее в сторону и обращаюсь, так сказать, к первоисточникам. Страдать можно как от нехватки информации, так и от резко сошедшей на тебя ее лавины. В книге—все о Мартенсе и много малюсеньких репродукций, рассчитанных то ли на подсознание, то ли на посвященных. В таком случае маленькая, собранная по крохам коллекция позволяет дать «printed matter» покрупнее. Немаловажен и сам фактор случайности моей подборки. Импровизированный букетик самодостаточен, как и лужайка, усеянная всевозможными цветами.

Типограф Kарел Мартенс

Тут надо сказать, что у Мартенса есть несколько «отдушин» в чистом искусстве. Он создает рельефы из полосок журнально-газетной макулатуры, иногда трафаретит стихи прямо на стенах музейных залов, а с 89-го года увлеченно печатает (монотипия) с плоских железочек—деталей детского конструктора, пластин трансформаторных сердечников, всевозможных планочек и шайбочек. Это чистое (чистое и экологически) искусство репродукционно переходит в прикладное, как на некоторых обложках «Оазиса», на этой обложке или воспроизведенных на первом развороте книги плакатах выставки голландского графического дизайна в Румынии.

Типограф Kарел Мартенс

Выставка называлась «Terra Incognita». Я тоже постарался не педалировать название страны, которую представляет мастер. Главное, что представляет. Яркая индивидуальность, едва ли не маргинал, успешно творит графический образ нации.

Типограф Kарел Мартенс фото

Кажется, мне удалось обойтись без понятий «модернизм» и «постмодернизм». Ни то, ни другое с Мартенсом не вяжется. Его творчество помогает избавиться от плоского двух-измового сознания в пользу полнообъемного различения своих путей.

Типограф Kарел Мартенс

«Мартенс—скала, сопротивляющаяся рэкету слишком уж модной графики, которая нас окружает»,—заявлено в отчете жюри Хайнекенской премии. Но от «скалы» исходит нечто теплое и светлое. В своем творчестве Мартенс становится все мудрее и одновременно моложе. От него можно ждать и новых маленьких сюрпризов, и больших открытий. Конечно, все это—подлинное художество, а художник—это-то как раз и непросто.

Типограф Kарел Мартенс

 

Оцените эту запись блога:
Визитная карточка: анатомия жанра
Аниграф 97: Круглый стол

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
18.12.2017
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Исторические фото