Что такое Копи-арт или «Копировать только при открытой крышке!»

Подобно тому, как прилет ласточек или грачей означает наступление весны, а гора пустых бутылок в углу напоминает о прошедших праздниках, появление в общедоступных местах копировальных аппаратов ознаменовало начало эры неконтролируемого размножения информации. Сделать в считанные секунды копию стало делом обыденным. Да и сам копировальный аппарат воспринимается уже как нечто домашнее, вроде пылесоса (быстро и удобно). Но сейчас передо мной стоит непростая задача—представить копир эдакой электронной кистью современного визуального искусства. Поведать неизвестное об известном. Рассказать об искусстве фотокопирования, которое для многих—открытие. Между тем, это направление в искусстве скоро отметит полувековой юбилей.

Что такое Копи-арт или «Копировать только при открытой крышке!»

Началось все с того, что на Западе сравнительно несложные в эксплуатации фотокопировальные аппараты стали общедоступными. Спонтанно возникло и новое направление в графике. Это было замечено не сразу, а оценено по достоинству уж совсем нескоро. И неизвестно, что послужило толчком: интерес от использования вещей не по прямому их назначению или прочно коренящееся в недрах человеческого существа стремление действовать вопреки писаным правилам и инструкциям. Так или иначе, проигнорировав категорическую надпись на аппарате «Копировать ТОЛЬКО при закрытой крышке!», кто-то взял, да и открыл ее, и положил на стекло… Может быть, руку… Или первое, что под нее попалось. Во всяком случае, это был объемный, совершенно посторонний предмет, не предусмотренный для копирования. Имя человека, сделавшего это, как и имя автора первого наскального рисунка, осталось неизвестным.

Что такое Копи-арт или «Копировать только при открытой крышке!»

Сам факт дал пищу для размышлений: суть копировального аппарата не в подобии его кассовой машине (принцип—сунул денежку—вылезла бумажка), а в том, что он является оболочкой камеры-обскуры, которая, как известно, представляет собой, вкупе с объективом-линзой, основной конструктивный элемент фотоаппарата. Свет, отраженный от объекта, попадает в обскуру, преломляется линзой объектива и формирует скрытое фотографические изображение на фотопленке. Копировальный аппарат—в принципе та же камера-обскура с линзой. Свет, отражаясь от находящегося на стекле предмета, так же преломляется линзой, но затем происходит экспонирование световой картины не на фотопленку, а на одноразовый «негатив»—фоторецептор. С него прямо в аппарате благодаря фотоэлектрическим процессам получается оттиск—копия на бумаге. В отличие от фотографии, где с негатива можно получить сколь угодно отпечатков, в фотокопии этого делать нельзя—при каждом новом проходе информация с фоторецептора стирается.

Что такое Копи-арт или «Копировать только при открытой крышке!»

Идея использовать копировальный аппарат для получения фотоэлектрографических изображений рано или поздно просто обязана была возникнуть в головах художников. Конечно, копировальный аппарат имел ощутимые минусы по сравнению с привычным фотоаппаратом (нетранспортабельность, ограниченный круг объектов, супермалая глубина резкости), однако выдавал изображения, неординарные по своей графической экспрессии. Копируемые объекты словно материализовались из «ничего», четкие и резкие света изображения, переходя в слегка размытые полутона, резко погружались в бархатный полумрак фона. Отсутствие перспективы создавало иллюзию свободного «парения», изменяя представление о взаиморасположении, размерах и структуре. Пространство, обтекающее предметы, исчезало, оставляя лишь иллюзию пространственного напряжения.

Словом, соблазнов оказалось достаточно. Начались визуальные опыты по использованию копира как средства художественного отображения мира.

Что такое Копи-арт или «Копировать только при открытой крышке!»

Использование стекла аппарата в качестве пространства для аранжировки различных объектов легло в основу нового течения в искусстве постмодернизма, именуемого копи-арт (в США), оно же электрографика, ксерографика или копиграфика (в различных углах Европы). Я буду в дальнейшем использовать термин копи-арт: во-первых, он наиболее звучный, а во-вторых, в официальной прессе он был первым.

Итак, началось копирование различных объектов. Чего только тут не было! Начав с традиционных цветочков и листиков, кусочков ткани и проч. (обязательная программа для начинающего), переходили к копированию более сложных «материй», вплоть до световых эффектов.

Сложилось целое направление, занимающееся копированием живых существ—полностью или частично. Техника непосредственного фотокопирования объекта, названная реалкопией—самая «древняя» из довольно многочисленных приемов копи-арта, и насчитывает среди своих приверженцев множество известных художников.

Что такое Копи-арт или «Копировать только при открытой крышке!»

Исследователи и критики копи-арта (есть и такие) расходятся во мнении, кого же считать первооткрывателем этого вида искусства. Приводятся доводы в пользу итальянского футуриста Бруно Мунари и видного представителя американского течения «мэйл-арт» Рэя Джонсона. Несомненно одно: первые значительные художественные объединения, представительные и интересные выставки копи-арта появились в США и Канаде в начале семидесятых, а шесть–семь лет спустя копи-арт, следуя контр-колумбовскими маршрутами, причалил в Европе.

Визуальные образы, полученные пионерами копи-арта в 70-х гг. на тогда еще громоздких аналоговых черно-белых копировальных монстрах (сродни известному РЭМу), отличаются совершенно самобытной (я бы сказала, варварской) графикой, в которой почти нет места полутонам. Это безжалостное по точности передачи мельчайших деталей высококонтрастное изображение поверхности предмета. По скупости выразительных средств некоторые образы восходят, пожалуй, к эстетике известного фотографа Мана Рэя, изобретателя так называемых фотограмм, именуемых в его честь также и «рэйограммами». (Рэйограммы—отпечатки предметов на засвечиваемой фотобумаге.—Прим. авт.)

Что такое Копи-арт или «Копировать только при открытой крышке!»

На смену недоумению и выжидательному молчанию постепенно пришло признание. Копи-арт начал привлекать к себе внимание средств массовой информации, критиков и публики. Появились статьи, даже целые книги. Работы художников копи-арта стали выставляться в музеях крупнейших городов мира. Весьма убедительны успехи художников «первой волны»: только в 1980 г. большая выставка «ДElectroworks» была показана в Нью-Йоркском национальном музее дизайна, она же под названием «La Electrografie»—в Музее современного искусства в Париже. Еще более грандиозная выставка «La Photokopie» состоялась в том же году в Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду.

Между тем развитие копировальной техники продвигалось вперед семимильными шагами. Конструкторы разрабатывали и внедряли компактные аппараты, способные давать цветную копию, делать оттиски на практически любой бумаге. Расширение технологических возможностей копировального аппарата не могло не сказаться на изобразительном потенциале копи-арта: появились новые многочисленные направления. Хроматизация палитры позволила копи-арту перешагнуть рамки чисто графического искусства и претендовать на звание электронной живописи. Пожалуй, наиболее революционную роль сыграли два новшества: появление системы масштабирования, позволяюшее ступенчато увеличивать или уменьшать изображение оригинала, и переход от аналогового принципа переработки светового сигнала к цифровому. Цифровые копировальные автоматы, сочетая в себе элементы фотокопировального устройства и компьютера, превратились из чисто репродукционных аппаратов в равноправные генераторы изображения, сделав возможным дальнейшее развитие визуальных образов.

Что такое Копи-арт или «Копировать только при открытой крышке!»

Но расширение технологических возможностей едва не повлекло за собой некоторую художественную девальвацию копи-арта. К нему автоматически стали причислять всех представителей искусства постмодернизма, использующих в своих проектах и инсталляциях технический процесс копирования. Хочу отметить, что копирование как один из видов репрографического воспроизведения и искусство копи-арта так же отличаются друг от друга по художественному содержанию и назначению, как репродукционная фотография от художественной, как получение оттиска с литографского камня от промышленного способа плоской офсетной печати. Каждый образ скрывает в себе множество вариаций и трактовок. Индивидуальное преломление реальности путем кадрировки, изменения контраста, применения эффекта муара, усиления или ослабления цвета—все это помогает выявить суть образа, превратить изображение из тривиальной репродукции в квинтэссенцию визуально-эстетической информации. Не случайно копи-арт введен в программу дисциплин для студентов художественных вузов США, Канады, Испании и Франции.

Любое время оставляет художественное наследие, его характеризующее. Средства для создания эстетики эпохи определяются состоянием развития техники и технологии, связанными с ними особенностями мышления. Яркий пример—невиданный расцвет литературы, искусства, архитектуры в начале ХХ в., обусловленный бурным развитием индустриального общества. Кардинальные изменения в ритме, стиле, философии бытия сформировали новые художественные критерии, вылились в поиск образов, которые были бы в состоянии «выразить вихрь современной жизни—жизни стали, жара, упоения и головокружительной скорости» («Технический манифест футуристической живописи», 1910г.). От этого вихря затрещала по швам, не выдержав напора, классическая схема представлений об изобразительном искусстве. Футуризм, дадаизм, кубизм, конструктивизм и множество других «-измов», оставив потомкам сценически правдивый портрет своего времени, обогатили искусство многими «неживописными» приемами, без которых немыслима эстетика первой половины нашего столетия.

 Что такое Копи-арт или «Копировать только при открытой крышке!»

Теперь иные времена: мы уже не ощущаем упоения головокружительной скоростью, даже летя на самолете,—мы ее просто не замечаем, а слово «прогресс» отнюдь не ассоциируется со сталеплавильней. На смену индустриальному обществу пришло информационное, предоставляющее невиданные доселе возможности в области синтеза, обработки и передачи визуальных образов.

Оцените эту запись блога:
Выступление Невила Броуди на TypoBerlin 98
Art Beat made in Moscow. Матрешка

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
18.08.2017
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Исторические фото