Арт-марафон стартует в XXI век

Объединение «МАРС» во главе с Константином Худяковым и Издательский Дом «Паспорт Интернэйшнл» под руководством Виктора Бондаренко и при спонсорской поддержке Эрнст энд Янг (СНГ) Лимитед и ОАО Центринвест бросили вызов судьбе и разговорам о кризисе в искусстве.

Арт-марафон

Под музыку Вивальди, Нино Рота и Шнитке и под густой гул художественно-писательского собрания в Итальянском дворике Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина получил благословение беспрецедентный суперпроект—«Мир чувственных вещей в картинах. Конец ХХ века—XXI век».

Арт-марафон

Арт-марафон

В детстве будущему архитектору и художнику Косте Худякову учителя-родители подарили главную книжку великого чешского гуманиста XVII века Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». Понадобились годы, чтобы на просветительском небосклоне путеводной звездой вновь заблистало имя несколько подзабытого всуе мыслителя.

Арт-марафон

Интеллектуальным пристанищем могли бы стать и более экзотические версии мироустройства древних цивилизаций. Или, наоборот, технократические футурологические концепции. Но между стариной и научным прогрессом избрали срединный путь—в меру чувственного, в меру просвещенного вглядывания в жизнь. За вдохновением и коррекцией внутреннего зрения вернулись в пору общечеловеческого отрочества. Непредвзятость наития ближе сердцу художника и поэта зрелой выверенности философа и ученого.

Арт-марафон

Интерес к Коменскому оживился после выставки «Лабиринт мира и рай сердца», организованной в 1992 году директором и основателем музея немецкого города Бохума Петером Шпильманом. Теперь бестселлеру Нового времени «Мир чувственных вещей в картинках» уготован еще один виток популярности. Работа увидела свет в Нюрнберге в 1658 году на чешском и латыни. Это был первый в истории иллюстрированный учебник-энциклопедия—пилот в современном море каталогов и справочников.

Арт-марафон

Опередив французских просветителей на сто лет и издателей Большой советской энциклопедии на триста, епископ протестантской общины один из первых ощутил зыбкость информационного плюрализма. В расчете на отроков он отобрал 150 самых важных предметов и понятий, чтобы по ним легче было познавать жизнь. Словно связка ключей от мира—полторы сотни сюжетов, которые предназначались каждому.

Арт-марафон

В первом тезаурусе Нового времени «Часы» соседствуют с «Живописью», «Кусты»—с «Хлебом», а «Детские игры»—с «Государством и страной». После сюрреалистических резекций Бунюэля и Дали, поп-артовской и концептуальной комбинаторики, звуковых и театральных рядов Кейджа и Фрайера, кинорефренов Годара и Гринуэя и назойливых повторов видеоарта миропорядок Коменского воспринимается вполне естественно. Выполненные в традициях старогерманских гравюр и ксилографии комментарии к ним смотрятся не как исторический казус, а как изысканная стилизация «под старину».

Арт-марафон

В едином круговороте следуют устройство мира и человека, умения, знание религии и прочие важные понятия и вещи. По этой книге не одно поколение европейцев постигало мир. Она же стала первым изданием Московского университета.

Арт-марафон

Авторам и кураторам проекта Константину Худякову, Виктору Бондаренко и Наталье Косолаповой нетрудно было убедить большую группу авторов включиться в общий проект, занявшись переосмыслением доставшегося в наследство образца мироустройства. С тем чтобы, оперевшись на него, перебраться в следующий, XXI, век осознанно и коллективно.

Арт-марафон

В ковчег современного искусства взяли по художнику и писателю на каждую тему. Творили, не раскрывая секрета. Дидактическая энергия прозорливого педагога, пробив многовековую толщу, заставила вибрировать вполне зрелые души 125 художников и литераторов. Грандиозность замысла и необычность приключения соблазнили маститых и не очень. Среди писателей и поэтов—Андрей Вознесенский, Виктор Ерофеев, Людмила Петрушевская, Генрих Сапгир. Плотные и точные тексты Вячеслава Курицына, мятежность Татьяны Щербины, эзотерика Вадима Рабиновича, малоприятности Владимира Сорокина, ироника Игоря Иртеньева и другие эссе обнаружили натуральное несходство индивидуальных ландшафтов.

Арт-марафон

Виктор Славкин размышлял с Андреем Бильжо о «судьбе», «роке» и «вообще везучести» при рыбной ловле. Нина Садур вместе с Татьяной Назаренко занимались «Хлебопечением»—«чтобы разбудить хлеб—нужен огонь». Юрий Нечипоренко на фоне празднично костюмированных фантазий Андрея Бартенева из «Моей прекрасной леди» высаживал древние мифы о «Садоводстве». Андрей Вознесенский тандемно трудился над «Зеркалами и оптическими стеклами» с Владиславом Глыниным.

Арт-марафон

Изобразительный калейдоскоп сплошь состоит из контрастов. Добротные скульптуры Виктора Корнеева и трех поколений Рукавишниковых сосуществуют с минимализмом Дмитрия Пригова и Дмитрия Цветкова, деликатные эксперименты с бумагой Валентина Орлова—с жесткой публицистикой группы АЭС, конкретная фотографика Станислава Морозова—с условными конструкторами Никиты Гашунина. В арт-марафон вовлеклись антиподы и единомышленники—Наталья Нестерова, Эдуард Гороховский, Сергей Шаров, Игорь Макаревич, Владимир Чайка, Михаил Дронов, Сергей Шерстюк, Татьяна Либерман, Константин Звездочетов. Вся коллекция собрана в феноменальном трехкилограммовом альбоме, отпечатанном в Вероне. Это, одновременно, и новое переиздание Коменского в России за последние сорок лет.

Арт-марафон

Проект одновременно серьезен и игрив. Вольно импровизируя, мэтры и еще не мэтры образуют творческую компанию, где каждый и самодостаточен, и встроен в общий рисунок. И всем предлагается попутешествовать в этом лабиринте.

Арт-марафон

Далее события разовьются в жанре игры в рулетку. Каждый год с 2001-го волею случая в центре внимания окажется только один сюжет из ста, отобранных заранее уже современными экспертами для описания нашего мира на пороге нового тысячелетия. В надежде на то, что в международном масштабе под эгидой ЮНЕСКО три-четыре сотни авторов вовлекутся в сотворчество. И первое слово точно будет «Бог«. В список попадут космос, масс-медиа, коррупция, Интернет. И так, слово за словом, все следующие столетия. И, соответственно, год за годом будет организовываться по выставке и выходить по тому «Энциклопедии чувственного мира».

Арт-марафон

За внешней экстравагантной прожективностью мероприятия усматривается серьезный поиск качественно новых тенденций. По сути, предложена модель художественного гипертекста, в которой одновременно заложены и информационно-коммуникативные, и креативные возможности. В отличие от музея, галереи, коллекции, выставки, заблаговременно и личностно заданы точки роста. Определен внутренний творческий алгоритм индивидуально-совместной деятельности. Каждый соучаствующий может свободно войти в эту созидательную зону, соотнеся себя с Системой. Но столь же свободно и выйти из нее, продолжив свой отдельный путь. В сложном и гибком рисунке контактов и взаимопроникновений возникает ситуация инициации и содержательного диалога. Местами спонтанно, но в общем-то целенаправленно образуется своего рода арт-трансфер по очному и заочному переносу переживаний и смыслов. Конечно, идея векового художественного проекта сродни изобретению вечного двигателя. Но, с другой стороны, пути Господни неисповедимы. Да и черт чем не шутит.

Арт-марафон

Наслаивание авторских позиций, удвоенное на параллельное пребывание в классическом и вербальном контекстах, создает живое «мультимедийное» пространство, в котором у каждого отчасти своя, отчасти общая программа. Направление поиска, диапазон охвата и степень углубленности каждый определяет самостоятельно.

Арт-марафон

Воспользуемся словами одного из участников, Тимура Кибирова, написанными им, правда, по несколько более общему и принципиальному поводу о христианстве. Они пригодны для всех «самых дерзких, безнадежных, величественных и трогательных» начинаний: «Остается надеяться, что реализация этого проекта зависит не только от нас»

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Арт-марафон

Оцените эту запись блога:
Process; Tomato Project
Тенденции развития печатной рекламы
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
21.10.2017
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Исторические фото